Русская Православная Церковь
храм святого праведного

Иоанна Русского

в Кунцеве, г. Москва

Подготовка к Таинствам

Православные Таинства — священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

В Православии принято семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, таинство Священства, таинство Брака и Елеосвящение.
Крещение, Покаяние и Евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.

Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви. Совершитель Таинств — Бог, совершающий их руками священнослужителей.

Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.
Протоиерей Георгий Флоровский

О Святом Крещении

Рече Господь: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и духом, не может внити во царствие Божие.
Евангелие от Иоанна, гл. 3, стих 5.

Памятка для приступающих к Таинству Крещения.

К совершению Таинства Крещения допускаются прошедшие беседы по основам православной веры взрослые крещаемые и крестные родители (в случае крещения младенца). На беседах желательно присутствие родителей крещаемых младенцев. Беседы проводятся по пятницам в 18:30 в цокольном помещении храма.

Крестным родителям желательно до крещения младенца исповедоваться и причаститься.

Для Крещения следует приготовить: крестильный крест, полотенце, крестильную рубашку.

В день совершения Таинства Вам следует получить в церковной лавке анкету, заполнить ее и отдать в канцелярию. Для заполнения анкеты понадобятся паспортные данные (если крестится взрослый) или данные свидетельства о рождении (при крещении ребенка).
Приступая к Таинству Крещения, человек должен прежде всего понимать, для чего он это делает. Крестятся для того, чтобы иметь возможность быть со Христом не только в земной, но и в будущей вечной жизни. Не следует прибегать к этому Таинству ради получения от Бога каких-либо житейских благ: здоровья, успеха в делах.
Принявший святое крещение начинает новую христианскую жизнь по заповедям Господа. На всех путях ему сопутствует теперь Ангел Хранитель, посылаемый от Бога всякому христианину. Принимая крещение, человек должен осознавать, что он становится воином Христовым. Это означает борьбу со злом, с сатаной. Все мы призваны к тому, чтобы с Божией помощью победить зло в своей душе — победить грех. Наградой за победу будет вечная жизнь со Христом в Царствии Божием.

Собираясь в храм для совершения Таинства Крещения, не забудте взять с собой: нательный крестик, крестильную рубашку, простыню или большое полотенце, сменную обувь. Напоминаем, что по благочестивой традиции женщинам принято приходить в храм в юбке.
Любая фото-видео съемка в храме производится только по благословению настоятеля храма.

Чин оглашения

Вначале совершается чин оглашения (в древности оглашенными называли людей, готовящихся принять крещение). Он начинается с чтения запретительных молитв, когда именем Божиим священник заклинает сатану и повелевает ему отступить от готовящегося ко Святому Крещению.

Крещаемый поворачивается спиной к купели, (т.е. к востоку, а лицом к западу). Отвечая на вопросы священника, крещаемый трижды отрекается от врага рода человеческого и всех дел его. Затем, вновь обращаясь лицом к востоку, и отвечая священнику, трижды обещает сочетаться (соединиться) с Христом. За младенца отвечают его крестные, которые берут на себя ответственность за христианское воспитание своего крестника и дадут пред Богом ответ за него на Страшном Суде. Поэтому родителям необходимо очень серьезно выбирать крестных (восприемников) для младенца — они должны быть верующими людьми, регулярно исповедываться и причащаться Святых Христовых Таин.

После этого читается Символ Веры — краткое изложение православного вероучения. Сознательно приступающие к таинству крещения взрослые должны понимать, как и во что они веруют. Поэтому им необходимо знать Символ Веры.

Крестными родителями могут быть только православные христиане. Муж и жена не могут быть крестными отцом и матерью одного ребенка. Если двоих восприемников не удается найти, то для девочек обычно приглашают крестную маму, а для мальчиков — крестного отца. Для взрослыx крестные не обязательны.

Таинство Крещения

В древности ко крещению готовились долго, порой несколько лет, изучая основы православной веры. Сейчас таинство крещения следует сразу за чином оглашения. Священник освящает воду в купели. Затем святым елеем (освященным маслом) помазывают крещаемому лоб, грудь, уши, руки и ноги. Пока священник освящает воду, младенца следует раздеть и завернуть в простынку так, чтобы остались открытыми места для помазания. Взрослым надо заранее снять украшения и часы. Одеваться следует так, чтобы удобно было совершить помазание. Женщины должны иметь при себе головной платок, чтобы надеть его по указанию священника.

После помазывания совершается само крещение: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Для младенца держите наготове полотенце или пеленку, чтобы принять его и обтереть. Священник надевает на новокрещенного крест и облачает его в белую крестильную рубашку.

Таинство Миропомазания

Затем совершается второе Таинство — Миропомазание. Как и Таинство Крещения, оно совершается один раз в жизни. Священник помазует лоб, веки, ноздри, уста, уши, грудь, кисти рук и ноги святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Святое миро — великая святыня, поэтому необходимо благоговейго относиться к нему. Затем взрослым крещаемым или крестным младенца дают зажженные свечи и совершается крестный ход вокруг купели вслед за священником, читается отрывок из послания к Римлянам Святого Апостола Павла, а после священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия священник влажной губкой омывает святое миро. После измовения священник читает молитву и приступает к пострижению волос крещаемого в знак его послушания Богу и как символ жертвы Господу.

Воцерковление

По окончании таинства крещения совершается воцерковление новокрещенного. Воцерковление — это приведение к Церкови ее нового члена. Если воцерковляется мужчина или мальчик, то священник вводит его в алтарь, девочки и женщины прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери справа и слева от Царских врат. Не забывайте, что крещение — это только начало, это духовное рождение. В ближайшие дни после Крещения нужно придти в храм на Литургию и причаститься Святых Христовых Таин. Новокрещенному можно первый раз причаститься без исповеди, поскольку его грехи прощены в таинстве крещения, но в дальнейшем перед каждым причастием необходимо исповедоваться. Для правильного устроения христианской жизни необходимо регулярно посещать богослужения, причащаться Святых Христовых Таин, исполнять заповеди Божии.

Как подготовиться к святому Причащению

Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому святому Таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней. В прежние времена в России говели не менее недели, при этом каждый день посещали богослужения в храме. В приходской практике наших дней подготовка к Причащению для взрослых продолжается не менее трех дней, хотя по благословению священника в некоторых случаях этот период сокращается до одного дня.

Дни подготовки к Причастию — дни особого поста для готовящихся. В это время необходимо воздержаться от просмотра телевизора, развлечений, супругам — от супружеских отношений. Необходимо ограничение в пище — исключается пища животного происхождения: мясо, рыба, молочные продукты. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме (для работающих — хотя бы вечерние) и с особым вниманием выполнять молитвенное правило, т. е. молитвы утренние и на сон грядущим по православному молитвослову, который должен быть настольной книгой в каждом православном доме. Кроме того, в первый день подготовки говеющим читается канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, во второй день — канон ко Пресвятой Богородице, в третий день — два указанных канона и канон Ангелу хранителю. Читается также канон ко Святому Причащению. Чтение канонов лучше разделить на весь день. Вечером накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. После полуночи и до самого момента Причащения уже ничего не едят и не пьют, если человек одержим страстью табакокурения, то должен воздержаться и от этого. Утром в день Причащения прочитываются утренние молитвы и все последование ко святому Причащению по молитвослову, кроме канона, прочитанного накануне.

Перед Причащением необходима исповедь — вечером, или утром в день Причащения. К исповеди необходимо также подготовиться — рассмотреть свою жизнь, выявить греховные дела и намерения. Для памяти можно записать исповедь на бумаге, потому что часто мы волнуемся на исповеди и не можем ясно изложить грехов своей души.

Без исповеди причащаются только младенцы — дети до 7 лет. Как готовиться к Причастию детям старше 7 лет целесообразно обсудить со своим духовником или приходским священником — в зависимости от возраста ребенка подготовка будет различной.

Причащение совершается во время Божественной Литургии. После исповеди христианин внимательно и благоговейно присутствует на этом богослужении и, когда выносят Чашу, подходит к ней сложив руки на груди крестообразно (правая рука сверху). Около Чаши христианин громко называет свое имя и принимает частицу Святых Даров, после чего отходит к столу, где запивает Причастие теплотой. Приложившись в конце богослужения ко Кресту, который выносит священник, и прослушав благодарственные молитвы по Святом Причащении, причастник исходит из храма, проводя этот день особо свято. Если в храме благодарственные молитвы не читались или вы не имели возможности их прослушать, эти молитвы необходимо прочитать дома по молитвослову.

Кто хочет получить оставление своих грехов? Кто хочет, чтобы все злое, сделанное от юности, все его дела, слова и помышления были прощены, оставлены и преданы вечному забвению? Я думаю, что всякий желает, такого блага. Поэтому я и говорю: если ты, человек, хочешь оставления грехов, то почему убегаешь от причащения Чаши Господней? Разве не слышишь, как Сам Господь говорит: «приимите, ядите… пейте… во оставление грехов» (Мф, 26, 26-28)? Я знаю, кто-либо так скажет: я недостоин, я грешен, потому и не дерзаю приступить к причащению Божественных Таин. Ты хорошо говоришь, называя себя грешником, недостойным и недерзновенным, ибо кто может быть в совершенстве достоин? Никто из связавших себя плотскими похотьми и сластьми недостоин приходить и приближаться к Тебе, Царь Славы, как говорится об этом, в чине Божественной Литургии. Но ты скверно делаешь, удаляясь и избегая причащения, ибо в псалмах пишется так: «Удаляющие себя от Тебя гибнут» (Пс. 72, 27).

Это наше недостоинство бывает двоякого рода: недостоинство истинно кающихся и недостоинство тех, которые или не искренне каются, или вовсе не каются, или даже и совсем, не хотят каяться.

Недостоинство истинно кающихся удостаивается Божественного причащения во оставление грехов, ибо они просят, как недужные, врачевства согласно слову Христову: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12).

Недостоинство же кающихся ложно или же вовсе не кающихся не удостаивается Божественного Причащения, ибо написано: «Не давайте святыни псам» (Мф. 7, 6).

Кто же это кающийся истинно и кто кающийся ложно? Кающийся ложно есть тот, кто не искренне исповедует свои грехи перед Богом своему отцу духовному, но скрывает их. Если же и искренне исповедует, то не сожалеет о соделанном зле. Впрочем, такой иногда отчасти и жалеет, однако же он не имеет в сердце своем твердого намерения и не полагает в уме твердого обещания не возвращаться к прежним грехам, но по-прежнему имеет надежду и желание сделать то же. Такой недостоин Божественного Причащения. Пусть он не дерзнет, ибо если он дерзнет приступить к Причащению, будет пить и есть во осуждение и, как в Иуду, войдет в него после Хлеба сатана.

Кающийся же истинно есть тот, который, исповедуя свои грехи и жалея о них, полагает, надеясь на помощь Божию, твердое намерение никогда не возвращаться к своим прежним делам и всячески хранить себя от них. Такой удостаивается как Божественного Причащения, так и милосердия Божия, хотя бы он был весьма и недостойным.

Святитель Димитрий Ростовский

Пo принятии Святых Таин поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас — сосуд Божественного Таинства, каждый из вас — храм, в котором. Сын Божий с Предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его.

Ты усыновлен Богу Таинством Святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом в Таинстве святого причащения — поддерживай усыновление, поддерживай единение.
Святитель Игнатий Брянчанинов

О правильном совершении исповеди

Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
(молитва из вечернего правила святителя Иоанна Златоуста)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (2006 г.):

Таинство исповеди, помогающее человеку освободиться от груза грехов, составляющих препятствие на пути к Богу, сегодня с особой силой должно быть осознано как средство спасения каждым человеком, сознательно приходящим в Церковь. Первая исповедь — это некий рубеж, за которым начинается новый жизненный период.

Между тем исповедь часто превращается в механическое, формальное перечисление грехов: «раздражаюсь, осуждаю, мало молюсь» и так далее. Перечень этих грехов может быть бесконечным. Многочисленные брошюры с перечислением самых странных грехов, изданные чаще всего без всякого благословения, чрезвычайно способствуют распространению подобной практики. Человеку внушается, что главное — это перечислить все грехи, ничего не забыв, а не переменить свою жизнь, раскаяться и исправится. И вот, христианин, раз встав на этот «спасительный» путь, всю свою жизнь со скрупулезной точностью перечисляет на каждой исповеди свои бытовые грехи, как будто бы он дорожит ими больше всего на свете.

Нужно стараться выработать православную систему ценностей, чтобы уметь разобраться в том, что в жизни имеет первостепенное значение, а что ведет к измельчанию человеческой личности и крайне искаженным формам духовной жизни. Если этого нет, исповедь часто становится нудной и утомительной формальностью и для священника, и для кающегося. Такая исповедь может рождать чувство отчаяния и бессилия оттого, что из раза в раз приходится повторять одни и те же грехи.

Мы считаем, что правильно поступают те священники, которые избегают формализма в этом вопросе, осознавая недопустимость требования изложения подробностей совершения греха, что не только не служит делу спасения кающегося, но чрезвычайно вредит и духовнику.

Архимандрит Константин (Зайцев) указывает на следующее положение, помогающее определить нравственное состояние души исповедующегося, — как кающийся сам смотрит на несоответствие его жизни уставам Церкви. Совершал ли он грех намеренно и осознанно ли противится Богу или же согрешает по душевной слабости.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (2000 г.):

Некоторые верующие, готовясь к исповеди, делают записи. Этот обычай, полезный сам по себе, при неправильном понимании смысла исповеди имеет отрицательное воздействие на душу кающегося. При подходе, требующем «рассказать все до мельчайших подробностей», у верующего вырабатывается отношение к исповеди как к рапорту перед Богом о допущенных грехах. На исповеди таких людей хорошо прослеживается желание зачитать все как можно быстрее (по недостатку времени) и полнее, чтобы что-то не упустить, иногда без всякого покаянного чувства. После исповеди такие люди часто подходят вновь и неоднократно, говоря, что забыли такой-то грех. При этом, как правило, они просят священника разорвать или сжечь запись, считая это действие чуть ли не главным тайносовершительным моментом всей исповеди.

В наши дни вседозволенности издано много брошюр типа «Чинопоследование исповеди», «Таинство Покаяния» и тому подобных. Многие изданы без нашего благословения, хотя на первой странице и напечатано: «По благословению Святейшего Патриарха Алексия». В них можно встретить вопросы духовника или образец исповеди во всех грехах, начиная от помыслов и оканчивая уголовными преступлениями. Один пример для иллюстрации качества некоторых из этих брошюр. Можно, например, встретить упоминание о таком грехе, неизвестно, правда, против какой заповеди: «Тратила много времени на ненужную стирку белья». И это предлагается для подготовки к исповеди мирскому человеку, женщине, хозяйке?! Что же — бездельничать и ходить в грязи, это будет христианский образ жизни? Не у всех ведь есть сегодня возможность приобрести импортные автоматические стиральные машины. Читал ли составитель этой брошюры слова Апостола Павла: «Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8)»?

Очевидно, для современного человека наиболее приемлемой является исповедь в порядке десятословия Моисеева (10 заповедей Божиих) в христианском истолковании, причем исповедующемуся должна принадлежать не пассивная, а активная роль, в первую очередь он сам должен исповедовать то, в чем его укоряет совесть, а вопросы при необходимости следует задавать дополнительно как напоминание кающемуся о чем-то забытом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (2009 г.):

Человек так устроен, что всегда себя защищает. В этом проявляется инстинкт самосохранения. Мы защищаем себя, когда видим внешнюю опасность — физическую, моральную, политическую. При любой опасности люди начинают защищать себя словами, делами, выстраиванием стратегии обороны. И чем больше опасность, тем сильнее линия обороны, и в иных случаях человек переходит от обороны к нанесению упреждающих ударов и ответному нападению. Инстинкт самосохранения работает и во внутренней нашей жизни, но в порочном и искаженном виде. Мы оправдываем и защищаем себя в том числе и перед своей совестью. Мы постоянно говорим себе, что правы в различных конфликтах.

Человек, который не имеет навыка внутреннего самоанализа, который не имеет способности испытывать свойства, качества и проявления своей души и подвергать их суровому своему суду, не видит греха в себе. Иногда такие люди, приходя на исповедь, совершенно искренне говорят священнику: ничем, батюшка, я не согрешил. В этом ответе свидетельство о том, что такой человек никогда не думал о своей внутренней жизни, никогда не подвергал себя беспристрастному внутреннему суду, а Бог ждет от нас этого. Кто сам себя умеет осуждать, подвергать себя наказанию за соделанное зло, тот на суд не приходит к Господу, а преходит от смерти к жизни. Страшный Божий суд возмещает и восполняет нашу неспособность судить самих себя. Покаяние есть беспристрастный суд, который мы о себе выносим пред лицом Божиим. Покаяние — это также перемена ума и сердца, потому что когда судим себя строго, понимаем, что выносить до бесконечности этот строгий суд невозможно, нужно менять свою жизнь, чтобы суд не был таким строгим.

То, что совершил мытарь, произнося: «Господи, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18, 13), — это и был суд над самим собой. Мытарь осознал свой грех, понимал, что только Бог может снять с него греховную тяжесть, только Бог может его простить. Он из глубины своей души, может быть, собирая последние внутренние силы, которые у него были, обратил ко Господу этот плач, этот призыв, эту мольбу.

Религиозный человек отличается от нерелигиозного тем, что способен анализировать свою внутреннюю жизнь, выносить себе суд и, обращаясь к Богу, просить Его простить грехи и помочь исправить их. Такой человек становится внутренне очень сильным, он не чувствителен к злословию людей, потому что точно знает, в чем он пред Богом согрешает, а в чем он невиновен. Такой человек не подвержен воздействию клеветы, пересудов и становится сильнее своих обидчиков, если обиды эти несправедливы. Он становится сильнее обижающих его не потому, что сам по себе силен, но потому, что в ответ на его покаяние и молитву Бог пребывает вместе с ним и Божественная сила поднимает его будто на крыльях.