Русская Православная Церковь
храм святого праведного

Иоанна Русского

в Кунцеве, г. Москва

Божественная Литургия в день памяти прав. Иоанна Русского

12 июня 2019 г.

Престольный праздник храма

10 июня 2019 г.

Епископ Зеленоградский Савва совершил Литургию в день престольного праздника храма праведного Иоанна Русского в Кунцеве.

Лекторий «Опыт веры» завершил учебный сезон

7 июня 2019 г.

Участники приходского лектория «Опыт веры» совершили паломническую поездку в московский Новоспасский мужской монастырь. В сопровождении экскурсовода, познакомившего гостей с историей обители, они осмотрели монастырский архитектурный комплекс, Спасо-Преображенский собор и храм преп. Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых, а также небольшой монастырский музей, основная часть экспозиции которого посвящена семье Великого князя Сергея Александровича и его супруги, преподобномученицы. Великой княгини Елизаветы Федоровны. В завершение экскурсии ее участники сделали памятную фотографию.

Этой поездкой лекторий «Опыт веры» завершил цикл учебных и просветительских мероприятий сезона 2018/2019 гг. и ушел на летние каникулы.

Путевые заметки миссионера из Кунцева (часть 3)

5 июня 2019 г.

Последнюю и, пожалуй, самую насыщенную неделю я провёл в Кызыле.

В городе два православных храма: Воскресенский собор и храм Живоначальной Троицы, который является самым старым православным храмом в Туве. Основан он в 1929 г., а современный вид принял в 1953 г.

В этом храме меня поставили одного петь Литургию — часы, Апостол… Так тут заведено: кто из общины может, тот и подвизается. Зачастую это всего один человек. На вопрос: «Могу ли я петь Литургию?», моего ответа: «Теоретически…», хватило, чтобы я оказался на клиросе.

Было страшно, но сдюжил.

Одно из основных направлений работы миссионера в Туве — это улицы и квартиры. Ну, или дома, если это деревня.

Вместе с сестрами, православными тувинками Матроной, Гликерией, Севастьяной, мы проповедовали Евангелие на улицах, в парках и скверах, на набережной, на рынках и в магазинах. Мы посещали дома престарелых, инвалидов, ветеранов. Заходили в «ночлежки». Стучались в двери квартир и говорили, говорили, говорили людям о Боге.

Встречали нас, конечно, по-разному. Большинство горожан называют себя буддистами, хотя мало кто знает, что за этим стоит. Перефразируя слова Форреста Гампа из одноименного фильма: «На миссии было интересно, всегда было чем заняться».

Один раз в году, в день праздника иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» или в первое воскресение после него, в Кызыле проходит крестный ход вокруг всего города. С этой иконой православные со своим архииереем во главе проходят по основным улицам и в местах остановок совершают молебные пения, прошения об избавлении страждущих от пьянства, наркомании и табакокурения.

Я сподобился в нем поучаствовать. Очень радостные впечатления. Представьте: в городе (кроме полиции) никто ничего не знает, даже не предполагает. Объявлений никаких нет. Город живёт своей жизнью и вдруг люди… Немного, человек может 70. С огромной иконой Богородицы, с хоругвями и флагами, под общее молитвенное пение: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» и «Пресвятая Богородице, спаси нас» идут сквозь город. И ты часть этого шествия.

Люди выходят на балконы, останавливаются автомобили, дети рядом бегут (как в кино за взводом солдат). Кто-то что-то говорит, машет. Кто-то становится и идёт рядом.

Ни оцеплений, не перекрытий дорог. Две полицейские машины сопровождают и предупреждают водителей. «Скорая» мелькает по ходу пути. Всё.

Год назад во время такого крестного хода, совершилось чудо. Два страдающих алкоголизмом человека — муж и жена — присоединились к шествию где-то в середине пути.

Они уже год совсем не пьют алкоголь. Недавно крестились. Венчались. Прихожане Воскресенского храма.

Я поехал в Туву, чтобы получить настоящий миссионерский опыт, посмотреть на миссию в, практически, нехристианской стране. Попробовать себя в этом деле.

Нашёл я это всё? Конечно.

Но я увидел больше.

Я увидел общину православных христиан, живущих как семья.

Братья и сестры во Христе. Русские и тувинцы. Они живут так… Богонаполнено, что ли? Как, мне думается, жили первые христианские общины. В окружении чужой среды и иного мировосприятия.

Миссия для них это не «занятие», а часть жизни. Христианской жизни. Они не могут не говорить.

Там явственно ощущаешь Божью близость. Во всём. В переменах и жизни других людей, в событиях, которые происходят с тобой.

Это дорогого стоит.

Паломничество в Грецию

19 мая 2019 г.

В этом году зима и весна в Греции выдались прохладными. В середине мая в Афинах выпал град, город выглядел будто засыпанный снегом. На южном побережье теплее — 17-20° — но часты дожди. Море очень чистое, но холодное.

Ливади и Элонос

В воскресенье молились за Литургией в храме св. Параскевы в рыбацкой деревушке Ливади. Из нее родом некий греческий купец и пират (традиционное сочетание), основавший знаменитый ялтинский поселок Ливадия.

Храм принадлежит к поместной Элладской церкви. Был почти полон — пришло около двадцати человек, немолодые греки, мужчин и женщин примерно поровну. Служил пожилой священник, один, без дьякона и алтарников, за чтеца и хор — похоже, кто-то из его родственников. Причащалась только двухлетняя малышка.

Что запомнилось необычного? К углам воздуха пришиты две тесемки — на великом входе священник закинул его на воротник фелони, на манер матросского воротника-гюйса, а тесемки завязал на груди. Как и в других греческих храмах, за престолом нет семисвечника, зато много электрических ламп, стилизованных под свечи и заменяющих их. Была неделя святых Жен-мироносиц, и всех женщин на выходе из храма одаривали розой.

После завтрака по извилистым горным дорогам поехали в монастырь Элонос, посвященный чудотворной иконе Матери Божией. Ему более 600 лет, сейчас в нем живет одна настоятельница и паломники. Ежедневно совершается службы, между ними в записи звучит пасхальная Литургия. В монастырской лавке продают отличный мед — вересковый, тимьяновый.

Монемвасия

Во времена венецианского владычества над этим городом он носил название «Мальвазия»: отсюда «мальвазийское», то есть греческое, вино, здесь был центр его экспорта.

Монемвасия стоит на высоком острове, соединенным с берегом мостом. Нижний город «жилой» — храмы, гостиницы, таверны, магазины для туристов, верхний — древние развалины и восстановленный храм св. Софии.

На отвесной скале есть маленький храм свв. 12 апостолов, XV века.

Основа город в VI веке, спустя двести лет им завладели славяне, потом византийцы, крестоносцы, венецианцы и турки — не по одному разу. Каждый период турецкого владычества описывается в летописях как
«жители покинули город и он пришел в упадок». Последний закончился в 50-х годах, и нового не предвидится, пока в городе есть туристы.

«Монемвасия» буквально означает «входи по одному». Действительно, в Средние века только так и можно было попасть в этот город: по узкому мосту, под прицелом стражников-стрелков.

Спарта и Мистра

В Спарте оказалась не особо интересной — развалины небольшого римского театра и камни акрополя. Во времена Троянской войны городок, видимо, был не чета Микенам или Тиринфу. А в более поздние, тех самых легендарных спартанцев, оборонительных сооружений в Спарте практически не было. Это было поселение открытого типа на берегах реки Эврот. Жители заявляли, что стены им вовсе не нужны, стенами служат их копья. Кроме того, значительная часть камней пошла на строительство средневековой Мистры, что в восьми километрах в предгорьях Тайгета.

Его начали крестоносцы Ахейского княжества в 1249 по приказу Гийома II для защиты дороги из Мессении в Лаконию от местных горцев — потомков славян, захвативших Пелопоннес. До сих в этих местах можно встретить селения со славянскими названиями, а местная минеральная вода, популярная в Греции, называется «Загорье».

Корцы воевали с латинянами, затем с византийцами, победившими Гийома в 1262 г. Их сменили турки, венецианцы и снова турки. В 1770 году крепость сдалась русскому десантному отряду капитана Баркова из эскадры Орлова. Греческие повстанцы сражались тут против Ибрагим-паши в 1825, египтян и турок изгнал французский экспедиционный корпус, а затем наступила греческая независимость. Сейчас средневековый город в развалинах — это археологическое место, здесь никто не живет, а современный поселок Мистра расположен внизу под холмом. Неплохо сохранились храмы и монастыри — один из которых действует, дворец правителя (основательно восстановленный), крепостные стены и цитадель.

В храмах видны уцелевшие фрагменты фресок 13-14 веков. Территория огромная, занимает весь холм высотой более 500 метров и требует немалых сил и времени для перемещения по крутым тропинкам вверх и вниз по склону — лучше заниматься этим в прохладную погоду. Местные рабочие пользуются моторизованными тачками на гусеничном ходу — иначе тут цемента и камней не натаскаешься. А эти забавные механизмы довольно резво катаются при помощи своих мотоциклетных моторчиков по любой крутизне, а резиновые гусеницы позволяют преодолевать даже ступени лестниц. Знай только веди за ручку в нужную тебе сторону.

Монастырь св. Николая Ситза

По совету нашей знакомой гречанки Метаксины посетили горный монастырь св. Николая Ситза. Казалось бы — недалеко, всего 5 километров. Но в гору, по серпантину с подъемом метров на 700. Большой ошибкой с нашей стороны было отважиться пройти часть пути пешком.

Значение слова «ситза» неизвестно. В этих местах гордятся свои диалектом — цаконским, восходящим к языку древних дорийцев. Есть предположение, что «ситза» по-цаконски — «фига» (на греческом это звучит как «сикья»). Но, конечно, никаких фиг на скалах не растет.

Единственная насельница монастыря — настоятельница мать Лавредия. Встретила нас радушно, угостила печеньем, одарила огурцами и апельсинами. Больше там никто не живет.

Тишина необыкновенная. Шумят деревья на горных склонах, где-то очень далеко и глубоко внизу в долине чуть слышны перезвоны кудуни на шеях коз или овец. Вокруг никого. Это не туристическое место.